Реализация дополнительных образовательных программ в кадетских казачьих классах как фактор становления патриотических качеств
личности школьников

Емельянова Лилия Васильевна,
заместител директора по ВР МБОУ «СОШ № 19 с УИОП»
Наша школа — это уникальное для города Старый Оскол учебное заведение, здесь создан и работает кадетский корпус «Виктория».
Учитель 1 класса ставит перед ребёнком цель и задает движение с вопроса «Чего ты хочешь?». Завершает движение классный руководитель выпускного класса, исчерпывая программу гражданско-патриотического воспитания школьников «Отечество. Долг. Честь», целью которой является совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания школьников, обеспечивающей их интеллектуальное, физическое и нравственное развитие; формирование основы для подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Направления программы:
• воспитание гражданственности — «Я гражданин Отечества»,
• военно-патриотическое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся — «России славные сыны»,
• нравственно-этическое воспитание — «Основы нравственности и духовности»,
• художественно-эстетическое воспитание — «Мы открываем себя и друг друга»,
• формирование здорового образа жизни и физическое развитие — «Все победы начинаются с победы над собой»,
• изучение и развитие традиций казачества — «Страницы казачьей старины».
Задачи:
 совершенствование механизма, обеспечивающего эффективное функционирование системы гражданско-патриотического воспитания;
 формирование нравственности и духовности школьников через приобщение к православной культуре и изучение культурно-исторических традиций российского казачества;
 формирование у школьников гражданско-патриотического сознания через изучение исторически сложившейся системы социальных норм и ценностей казачества, ценностей гражданского общества;
 развитие форм кадетского самоуправления;
 формирование у школьников активной гражданской позиции через участие в социально значимых акциях и проектах;
 расширение спектра возможностей для профессионального самоопределения обучающихся;
 совершенствование деятельности по формированию здорового образа жизни;
 создание условий для получения необходимых знаний и умений по начальной военной подготовке;
 дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования;
 развитие связей с учреждениями и общественными организациями в рамках социокультурного образовательного комплекса по духовному и военно-патриотическому воспитанию школьников.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные инте¬ресы, стремлением вносить реальный вклад в дело процветания Отечества и отражается в регулярных анкетированиях, социологических опросах школьников, материалах педагогического наблюдения.
Для оценки эффективности программы воспитания были разработаны три основных критерия: способность к самосовершенствованию, патриотизм и милосердие, которые должны стать одновременно качествами личности выпускника нашей школы.
 Быть способным к самосовершенствованию значит не только знать различные источники информации, но и уметь ими пользоваться для решения поставленной задачи; уметь планировать, анализировать, корректировать свою деятельность по самообразованию и осуществлять свои планы.
 Быть милосердным значит быть готовым осознанно и добровольно поступиться своими интересами на благо другого субъекта, уметь встать на позицию другого, понять и принять его интересы, быть способным к продуктивному действию в интересах другого.
 Быть патриотом — значит действовать в интересах России. А это означает: не только иметь представление о государственных интересах своей страны, но и быть готовым к конкретным действиям, уметь и хотеть действовать в интересах России, то есть знать нормы действия, быть готовым подчиниться нормам, уметь эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять продуктивную коммуникацию, получать навыки лидерства, планировать, анализировать, принимать ответственные решения, уметь поддерживать свое тело в ресурсном состоянии, уметь рефлектировать свои действия, быть мотивированным на продуктивное действие.
Для определения уровня сформированности критерия ПАТРИОТИЗМ используются различные методики. В ходе экспериментальной работы педагогами сформирован диагностический инструментарий по данному направлению, который мы предлагаем другим ОУ.
Позитивная динамика уровня сформированности гражданско-патриотических качеств обучающихся школы, слайд-таблица, объясняется в первую очередь не количеством мероприятий, проводимых в образовательном учреждении, а осознанным отношением учеников к своему гражданскому выбору.
Для реализации поставленных задач необходимо осуществлять воспитательную работу в комплексе. Для формирования личности недостаточно проведения уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий. С целью раскрытия способностей каждого ребёнка в школе создана система дополнительного образования, с которой я вас хотела бы сейчас познакомить.
Обучающиеся кадетских классов, приходя в 5 класс, включаются в занятия комплексной дополнительной образовательной программы «Кадеты «Виктории»». Программа выстроена на основе модулей и охватывает сразу несколько направленностей. Срок реализации программы – 7 лет.


п/п

Модули

Количество часов
5
класс 6
класс 7
класс 8
класс 9
класс 10
класс 11
класс
1 «Военная подготовка» 1 1 1 1 1 1 1
2 «Основы танцевального искусства» 1 1 1 1 1 1 1
3 «Хоровое искусство» 1 1 1 1 1 — —
4
«История кадетских корпусов» — — 1 1 1 — —
5 «Психологическая культура» 1 1 — — — — —
6 «Казачий спас» — — — — 2 2 2
7 «Юные туристы –спасатели» — — — — — 2 2
Всего часов в неделю 4 4 4 4 6 6 6
Таким образом, кадеты 5-8 кл. изучают программу «Кадеты Виктории» в объеме 144 часов в год, 9-11 кл.- 216 ч.
Начальная военная подготовка — одно из главных направлений дея¬тельности кадетских классов по формированию будущих защитников Отечества. Овладение современными знаниями в области военного дела, а также практическими умениями в строевой, огневой, тактической подго¬товке входит в модуль «Военная подготовка», который изучается в 5-11 классах. Подпрограмма предусматривает полевые сборы для обобщения теоретического материала и отработки практических уме¬ний и навыков. Это способствует ориентации воспитанников на военные профессии, позволяет лучше адаптироваться к условиям срочной военной службы или овладеть военной специальностью на военной кафед¬ре при обучении в гражданском ВУЗе.
Задачи модуля «Основы танцевального искусства» — это не просто овладение культурой танца, совершенствование осанки и пластики движений. Танцы помогают человеку быть свободным в обществе, способствуют взаимному общению.
«Хоровое искусство» — модуль нацелен на обучение приемам строевой пес¬ни, изучение песен патриотической направленности.
Изучение модуля «История кадетских корпусов» проходит в 7- 9 классах и обусловлено не¬обходимостью осознания особенностей кадетского корпуса как образова¬тельного учреждения, специфики учебного и воспитательного процессов, организации жизнедеятельности, традиционного уклада кадетской жизни и взаимоотношений между кадетами и их наставниками.
«Психологическая культура» — модуль нацелен на социальную адапта¬цию обучающихся 5-х классов при переходе с начальной на среднюю сту¬пень обучения.
Занятия модуля «Юные туристы-спасатели» проводятся педагогами дополнительного образования на базе городского центра туризма и 6 и 10 пожарных частей г. Старый Оскол и Управления ГО и ЧС. Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, приобретению навыков самостоятельной деятельности, умению действовать в ЧС.
Следующий модуль — «Казачий спас», рассчитан на учащихся 9-11 классов. Срок реализации 2 года. Данная подпрограмма является интегрированной. Она включает в себя изучение истории и воинских традиций казачества, а также тактико-техническую и физическую подготовку кадет (овладение техникой рукопашного боя с применением оружия, в том числе холодного оружия казаков).
Основная задача дополнительного образования в школе и корпусе — создать условия для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей, вовлекая их в разнообразную творческую деятельность.
В сфере дополнительного образования кадетский корпус руководствуется:
• свободным выбором ребенка дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах в соответствии с его интересами и склонностями;
• обеспечением условий для самообразования, самореализации личности;
• признанием права на пробу и ошибку в выборе;
• обеспечением ситуации успеха для каждой личности.
На сегодня в школе действуют:
Кол-во объединений Численность
Детские объединения 82 детских объединения
(63 – школьных,
19 – на базе школы) Общая занятость: 1249 уч. -148%;
(964 – в школьных,
285 – на базе школы)
Внеурочная деятельность 33 объединения – школьных 626 уч. – в школьных
Всего 115 объединений
(96 – школьных,
19 – на базе школы)
Общая занятость: 1875 уч. -222%,
(1590 – в школьных,
285 – на базе школы)
Казачий компонент введен в содержание дополнительной образовательной программы «Кадеты «Виктории»» в модули «Основы танцевального искусства», «Хоровое искусство», «Военная подготовка», «История кадетских корпусов».
На занятиях хорового и хореографического детских объединений кадеты знакомятся с казачьим фольклором, песнями и танцами; в детских объединениях туристско-краеведческой и военно-патриотической направленностей изучают историю и воинские традиции казачества.
Результаты освоения кадетами дополнительных образовательных программ отслеживаются в ходе проведения Дня открытых дверей кадетского корпуса, на котором кадеты демонстрируют перед педагогами, родителями и представителями организаций социального партнерства полученные навыки. В ходе данного мероприятия не только раскрываются качества личности учеников, но и формируется положительный имидж образовательного учреждения.
Широкие возможности для самореализации кадет дает обширный спектр мероприятий, участвуя в которых кадеты Старооскольского кадетского корпуса «Виктория» показывают высокий уровень своего развития, о чём свидетельствуют многочисленные победы и награды городского, областного и Всероссийского уровней.
Контроль результативности системы дополнительного образования осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и родителей. Для этого используются: тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте», методики А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении», Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив», Д.В.Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе» и др.; постоянно собираются статистические данные об охвате учащихся дополнительным образованием и организованными формами досуга; ведётся педагогическое наблюдение. Диагностики проводятся психологом и классными руководителями 1-2 раза в год.
В ходе мониторинга прослеживается положительная динамика по следующим показателям:
• рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
• рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
• положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
• удельный вес классных коллективов, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования;
• удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
• удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
• удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
• уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, в школе;
• увеличение числа педагогов в ОУ и УДОД, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования.
Таким образом, дополнительное образование обеспечивает школьникам разного возраста реальные возможности для участия в социально-приемлемых видах деятельности, в которых раскрываются и развиваются творческие способности ребёнка, умения общаться и сотрудничать, формируются представления о будущей профессии.
Всё так: кем бы ни стал ученик после школы – офицером, музыкантом, рабочим, инженером, главное – чтобы он был высоко нравственным человеком, личностью, патриотом.

Добавить комментарий