Возникновение интереса к математике зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько интересно построена учебная работа. Использование проектной методики в образовательной деятельности обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Он ориентирован на творческую самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя над проектом от его идеи до ее воплощения в течение определенного отрезка времени.
Важно помнить, что целью познавательных действий учащихся должно стать не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы для получения практического результата на основе применения полученных знаний.
Учебно-познавательный проект — это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.
Основные требования к использованию методов проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми.
Результаты выполнения проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, рекламный проект, буклет, альбом, компьютерная газета, 3D модели).
Реализация метода проектов весьма перспективна при изучении математики — это вызывает у учащихся неподдельный интерес и такая форма работы является более результативной, нежели на традиционных уроках.
Учащиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Метод проектов в значительной мере способствует тому, что знания учащихся максимально приближаются к научному познанию мира. Этому сейчас в полной мере соответствует технический прогресс, возможности использования 3D принтера.
Учащиеся могут экспериментировать с 3D печатью различных математических и геометрических объектов. Их цель — наилучшим образом понять, как работает та или иная формула, а также наглядно изучить как простейшие геометрические фигуры, так и сложные фигуры: параболы, спирали, правильный пятиугольник, ленту Мёбиуса и другие. На 3D-принтере можно печатать не только статичные математические функции, но и интерактивные модели. Например, подвижный график параболы позволит наглядно понять геометрический смысл коэффициента b в квадратном уравнении.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет не только выявить и развивать способности учащихся, их деловые качества, но и открыть для них творческую сторону математики.